XXI век – это век средств массовой информации, и, согласно обновленным ФГОС, формирование информационных навыков у современных школьников и студентов является одним из наиболее важных и приоритетных направлений. Школа продолжает работать в режиме многозадачности, помогая обучающимся правильно организовывать свое медиапространство, обучая их безопасному использованию электронных ресурсов, контролю и управлению информацией. Одной из наиболее эффективных, вызывающих живой интерес форм реализации указанного направления деятельности и является школьный медиацентр. Школьный медиацентр, представляющий собой команду единомышленников (медиакоманда, медиаредакция, иное название коллектива), является частью медиаобразовательной среды образовательной организации, синтезирующей традиционную информационно-библиотечную (профессиональную) систему с современной мультимедийной, в том числе включающей возможности по разработке авторского медиаконтента. Школьный медиацентр – инновационная медиаконвергентная структура, активно взаимодействующая с разнообразными социальными институтами по вопросам формирования ценностных ориентиров, гражданской позиции обучающихся, образования и медиаобразования, медиабезопасности, – среда, в которой формируются медиа и информационная культура обучающихся. Медиатворчество учащихся в школьном медиацентре ориентирована на деятельностное изучение лучших примеров современных профессиональных образовательных медиа, активное внедрение новых медиа в образовательную деятельность, а также создание собственных качественных и развивающих медийных продуктов. Школьные СМИ обеспечивают развитие коммуникативной культуры школьников, формирование и совершенствование навыков эффективного общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации участников, реализацию познавательных и творческих интересов детей. Участие обучающихся в создании различных медиапродуктов способствует расширению их кругозора, медиакультуры и социокультурных навыков современного человека. Создание аудиовизуальных медиатекстов, являющееся одним из направлений медиаобразования, в свою очередь способствует развитию информационно-коммуникативных навыков и формированию нового уровня этического и экологического восприятия медиа. Основа деятельности массмедиа в образовательной организации – творческая самоорганизация ребенка через свободный выбор им форм деятельности, обязательного для каждого право голоса в ходе обсуждения вопросов членами редакционного коллектива на принципах взаимного уважения, коллективного и личного интереса.
Школьный медиацентр направлен на реализацию следующих целей:
− информационная цель (создание единого коммуникативного пространства как площадки для создания основы позитивной корпоративной культуры, гордости за свою школу);
− педагогическая цель (повышение активности аудитории и включение участников в интерактивное взаимодействие, которое позволит школьнику увидеть самого себя или результаты своей деятельности в медиапространстве);
− развивающая цель (улучшение навыков жизни в информационном пространстве, получение опыта социализации);
− профориентирующая цель (воспитание будущих специалистов медиасферы, выявление и поддержка талантливых учащихся, для которых работа в медиапространстве станет профессией, приоритетным делом в жизни
Школьный медиацентр – многофункциональное пространство, являясь неотъемлемой частью образовательной среды, решая обозначенные выше задачи, он выполняет ряд социально значимых функций, которые способствуют повышению качества развития и воспитания обучающихся.
К основным функциям школьных медиацентров можно отнести следующие:
1. Информационная. Школьные медиацентры, применяя разные методы сбора материала и формы его подачи, рассказывают о людях, событиях, фактах, формируют любовь к Родине, гордость за свою школу, стремление к достижению успеха и далее. Представляя аналитическую, событийную, образную информацию, медиацентры фокусируют внимание на определенных событиях, а объединяя разные поколения участников образовательного процесса для обмена информацией, дают возможность распространять не только сведения, но и отношение к ним, взгляд на них в свете норм и ценностей российского общества в целом.
2. Образовательная. Посредством конкурсов, игр, викторин, размещения познавательной информации, побуждают сверстников к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний. Помогают обучающимся в познании законов построения информации, ее функционирования и интерпретации, развитию логического мышления школьников.
3. Социально-ориентирующая. Направлена на формирование активной социальной позиции школьников, вовлечение ребят и взрослых в процесс создания и реализации различных идей и проектов.
4. Коммуникативная. В разновозрастном коллективе журналистов школьники учатся взаимодействовать с ребятами младших и старших классов, педагогами, администрацией, выпускниками школы разных лет, родителями и представителями взрослых СМИ, а также работать в команде.
5. Организаторская. Определяется возможностью медиакоманды устраивать различные мероприятия и события: праздники, акции, тренинги, фестивали и далее.
6. Регулятивная. Материалы на радио, в газете, школьном телевидении помогают регулировать активность участников школьной жизни, серьезно влиять на ее уклад, позволяют в простой и понятной форме привлечь учащихся, учителей, родителей как к осмыслению проблем школы, так и к практическому участию в коллективной деятельности по их решению.
7. Профориентационная. Погружаясь в мир профессии фотографа, монтажера, оператора, сценариста, репортера, обучающиеся осваивают азы творческой деятельности. Во время записи сюжетов, подготовки печатных и аудио и видеоматериалов, растущий человек знакомится с людьми разных профессий, получает навыки делового и диалогового общения, что формирует основы знаний о профессиональной деятельности и позволяет осуществить выбор будущего рода деятельности осознанно.
8. Профилактическая. Заключена в обеспечении позитивной занятости детей, предоставлении им возможности заниматься реальным интересным делом. Социальное пространство медиацентра можно рассматривать как модель особой системы взаимоотношений, социального партнерства, сотрудничества и сотворчества людей. У членов школьного медиацентра появляется осознанное уважение к школе как к творческому пространству, в котором они могут реализовать себя, почувствовав членами команды, осуществляющим общественно полезную и интересную для все участников образовательного пространства деятельность.
Школьный медиацентр в своей работе руководствуется следующими принципами:
1. Принцип коллективно выработанных норм — «надо» определено не системой оценки педагога, а принятыми совместно правилами организации жизнедеятельности (например, временем сдачи очередного номера газеты, выпуска теле- или радиопрограммы, функциональными обязанностями членов редакционной коллегии и т.п.);
2. Принцип разделения ответственности – как обучающихся, так и взрослых (педагогов, профессиональных журналистов, родителей, администрации образовательного учреждения);
3. Принцип заинтересованности – интерес личный и коллективный, являются важными атрибутами деятельности школьных СМИ;
4. Принцип самостоятельности – делаем газету, веб-страницу, теле- или радиопрограмму своими руками, при участии взрослых.
2.2. Направления деятельности школьного медиацентра
Деятельность школьного медиацентра реализуется в соответствии с направлениями в сфере глобальных медиа:
— интернет-ресурсы (социальные сети, приоритетом является школьный Госпаблик в социальной сети ВКонтакте, сайты, блоги, мультимедийные лонгриды, мультискрипты, скрайбинг, сторителлинг).
— школьное телевидение;
— образовательное видео разных жанров: игровые, документальные, научно-популярные, социальные ролики, анимация (рисованная, компьютерная, натурная, Stop-Motion, 3D анимация); –
— школьное радио, подкастинг, в том числе интернет-подкастинг;
— фото, включая создание фотогазет, фотоквестов, фотоблогов.