Социально-психологическое тестирование

Уважаемые родители!

В образовательных организациях Российской Федерации ежегодно с 2014 года проводится масштабное тестирование (СПТ) социально значимых характеристик личности современных детей и подростков. Тестированию подлежат обучающиеся с 13 лет всех без исключения общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования. 

Тестирование позволяет определить у обучающихся образовательных организаций наиболее сильные и ресурсные стороны личности (факторы защиты), специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения (факторы риска). Руководствуясь результатами тестирования организуются индивидуальные профилактические и коррекционные мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся.  Оказание своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки, основная задача психологической службы.

Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном для понимания обучающихся языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает продолжительности одного урока (в среднем 25-40 минут). Задача обучающегося – внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или неправильных ответов на вопросы не существует. Результаты подсчитываются автоматически, что обеспечивает точность оценки.
Согласие на участие ребенка в тестировании – это возможность вам удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.
Вы как законные представители своих детей имеете возможность задать любые вопросы, связанные с процедурой тестирования и даже присутствовать по согласованию. По окончании проведения тестирования и обработки ответов вы сможете обратиться за результатами к организаторам (педагогу-психологу образовательной организации).

Современный мир – это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно интересно и сложно.             

Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.

Не только соблазны и искушения современного мира и общества могут нести опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное. Тяга к рисковому поведению – это часть развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром.

Выделяют 2 типа рискованного поведения:

  • когда подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей самостоятельной жизни. Это рискованное поведение, помогающее развивать определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум, добиваться поставленных целей (вступление в группы, клубы, волонтерские отряды, организации собственных социальных объединений, разделение своих чувств с друзьями, занятие спортом – с учетом безопасности, выбор занятий и заданий повышенной сложности в учебной деятельности, участие в кружках, научных клубах, в походах, квестах и др.).
  • поведение, включающее виды деятельности, опасные для жизни и здоровья. К ним относятся употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона и т.д. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для   жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом, наносить вред своему телу или провоцировать ситуации с риском для здоровья и жизни. С каждым разом поведение подростков становится более рискованным и опасным, негативные последствия такого поведения их не останавливают.

Вы скажете, что это точно не про вашего ребенка! К сожалению, так думают 99% родителей! Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление вашего ребенка обойдется без «2» типа рискованного поведения.

Что же необходимо знать родителям для того, чтобы разобраться в указанном вопросе?

С 2014 года во всех образовательных организациях РФ на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических веществ и психотропных веществ

В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя 2 этапа

– социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее СПТ);

– профилактические медицинские осмотры обучающихся (далее ПМО);

Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты — обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача родителей вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.

Процедура тестирования!!!

Тестирование проводится для ребят, достигших 13-летнего возраста, с 7 класса обучения. Если обучающийся младше 15 лет, то добровольное информированное согласие подписывает один из родителей (законных представителей). Если обучающийся старше 15 лет, то согласие подписывает он сам. Тестирование проводится один раз в год на компьютере. Тестирование — это не экзамен, не нужно готовиться к нему и переживать, нужно только внимательно читать утверждения и оценивать его как верное или неверное.

Зачем моему ребенку проходить СПТ?

Результаты диагностики позволяют обучающемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуя развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них. СПТ является диагностическим компонентом для построения адресной профилактической и воспитательной работы в образовательной организации. Полученные результаты определяют ее направленность и содержание, позволяют оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую помощь. Согласие на участие ребенка в тестировании – это ваша возможность удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.

Кому будут известны результаты тестирования ребенка?

Все результаты тестирования строго конфиденциальны! Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Таким образом, персональные результаты могут быть доступны только нескольким лицам: самому обучающемуся (в адаптированном виде), родителю или законному представителю ребенка, а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации.


Могу ли я узнать результаты СПТ своего ребенка?

Вам нужно обратиться в образовательную организацию, в которой обучается ваш ребенок. Специалист, который организует процесс тестирования, или руководство образовательной организации не могут отказать вам в том, чтобы вы ознакомились с результатами СПТ своего несовершеннолетнего ребенка.

Могут ли меня или моего ребенка наказать за «нехорошие» результаты тестирования?

Результаты СПТ не могут быть основанием для каких-либо негативных
последствий для ребенка или его родителей (законных представителей). Стоит также отметить, что результаты психологической диагностики не могут быть «хорошими» или «плохими». Результаты СПТ лишь позволяют индивидуализировать работу педагогического коллектива с обучающимися.

Что делать, если мой ребенок не хочет проходить СПТ?

Прежде всего, Вам самим стоит понять, что такое СПТ. Далее вы можете провести доверительную беседу с ребенком, чтобы выяснить, почему он отказывается от прохождения тестирования. Не стоит давить на него или принуждать к тому или иному выбору. Решение о прохождении СПТ должно быть принято взрослыми совместно с ребенком. Если ребенок не хочет участвовать в СПТ, можно обсудить с ним причины его отказа и попробовать вместе найти решение.

Что будет, если мой ребенок не пройдет СПТ?

Не прохождение обучающимся СПТ не влечет никаких юридических или иных последствий. Заметим, однако, что СПТ является диагностическим компонентом для построения адресной профилактической и воспитательной работы в образовательной организации. Полученные результаты определяют ее направленность и содержание, позволяют оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую помощь. Участие ребенка в тестировании – это ваша возможность удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков.

Какие последствия для семьи будут, если ребенок попадет в группу «риска»?

Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета или для постановки какого-либо диагноза. Тестирование служит точному определению направленности и содержания профилактической и воспитательной работы с обучающимися, а также позволяет оказывать им своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?

Вопросы Единой методики СПТ не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах, не содержат вопросов об опыте потребления психоактивных веществ и не акцентируют внимание респондента на проблеме наркопотребления. Вопросы теста касаются различных сторон личности подростка/юноши, особенностей его реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них.

Могут ли результаты тестирования повлиять на будущую карьеру моего ребенка?

Результаты СПТ не имеют никаких правовых последствий для дальнейшей трудовой карьеры. Персональные результаты СПТ могут быть доступны только нескольким лицам: самому обучающемуся (в адаптированном виде), родителю или законному представителю ребенка, а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации. Результаты СПТ не распространяются далее образовательной организации, и, соответственно, не могут оказывать какого-либо влияния на будущую карьеру человека.

Почему я не могу ознакомиться с вопросами СПТ?

Единая методика СПТ не подлежит свободному распространению и размещению в открытом доступе, что обусловлено необходимостью сохранения надежности методики. В случае, если обучающиеся знакомы с вопросами заранее, они могут подготовить ответы, что может существенно исказить результаты исследования.

Уважаемы родители! Если у Вас ещё остались вопросы по процедуре проведения социально-психологического тестирования, можно обратиться к педагогу-психологу образовательного учреждения!