Федеральным проектом «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография», который реализуется в Российской Федерации с 2019 года, предусмотрено внедрение корпоративных программ (далее — КП), содержащих наилучшие практики по укреплению здоровья работников, во всех субъектах Российской Федерации.
В 2019 году ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России были разработаны методические материалы: корпоративные модельные программы «Укрепление здоровья работающих», приложение к корпоративным программам «Укрепление здоровья работающих», «Библиотека корпоративных программ укрепления здоровья работников».
Корпоративные программы укрепления здоровья работающих включают мероприятия в сфере профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний, укрепления здоровья на рабочем месте и направлены на профилактику потребления табака, здоровое питание, повышение физической активности, сохранение психологического здоровья и благополучия, профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, профилактику заболеваемости COVID-19, содержат также комплексные программы укрепления здоровья. На данный момент разрабатывается блок мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья в модельных корпоративных программах укрепления здоровья работников.
По итогам 2019–2023 годов и 1 квартала 2024 года по результатам федерального проекта по Российской Федерации:
85 субъектов Российской Федерации внедрили корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья работников. Работодатели с привлечением медицинских работников центров общественного здоровья и медицинской профилактики и центров здоровья) проводят мероприятия по обследованию работников, лекционные занятия и организуют школы по формированию здорового образа жизни, отказа от курения и употребления алкогольных напитков, перехода на здоровое питание.
В целом следует отметить, что разработка и внедрение корпоративных программ, направленных на улучшение здоровья работников, активно осуществляется в субъектах Российской Федерации, о чем свидетельствует рост как количества КП. Так, в 2021 году было внедрено 171 КП в 42 субъектах, в 2021 году — 2 060 КП в 42 субъектах, в 2023 году — 5 617 КП в 85 субъектах, на 01.04.2024 — 6 347 КП.
По состоянию на 01.01.2024 число предприятий Российской Федерации, на которых внедрены и реализуются корпоративные программы, составляет 5 617, в том числе в сфере здравоохранения — 1 092, образования — 2 691, промышленности — 318, транспорта — 55, сельского хозяйства — 37, бытового обслуживания — 79, торговли — 36, экономики и финансов — 34, государственного и муниципального управления — 310, в иных сферах деятельности — 965 (целевое значение — 85 регионов).
По состоянию на 01.04.2024 число предприятий Российской Федерации, на которых внедрены и реализуются корпоративные программы, составляет 6 347, в том числе в сфере здравоохранения — 1 286, образования — 3 005, промышленности — 361, транспорта — 58, сельского хозяйства — 45, бытового обслуживания — 85, торговли — 42, экономики и финансов — 44, государственного и муниципального управления — 369, в иных сферах деятельности — 1 041 (целевое значение — 85 регионов).
Корпоративные программы реализуются в организациях образования и науки (47,3%), здравоохранения (20,3%) и промышленности (5,7%).
Численность работников, охваченных КП, составляет более 2 млн человек. Доля работников предприятий промышленности самая многочисленная и составляет 0,5 млн человек или 36% от всех работников, охваченных КП. Самым крупным промышленным предприятием с численностью 73 тыс. работников является Красноярское представительство ПАО «Норникель» (Красноярский край, Сибирский ФО) и ОАО «Северсталь» в г. Череповец (Вологодская обл., Северо-Западный ФО) с численностью работников 26 200 человек.
Самыми многочисленными отраслями по количеству предприятий являются образование и наука — 2 400 предприятий, здравоохранение — 1 023 медицинских организаций.
Количество предприятий, в которых разработана КП, с 2020 года по I квартал 2024 года увеличилось в 13 раз — с 527 до 6 347. Максимальное количество КП в Челябинской области (1 165 КП), Новосибирской области (515 КП) и Республике Коми (441 КП).
Практически во всех КП реализуются мероприятия, направленные на повышение грамотности работников о здоровье (97%). Мероприятия, направленные на устранение таких факторов риска, как низкая физическая активность, включены в 97% КП, нерациональное питание — в 86% КП. Мероприятия по профилактике курения определены в 82% КП, пагубного употребления алкоголя — в 66% КП. Содержат мероприятия, направленные на профилактику стресса и охрану психического здоровья, 85% КП. Мероприятия, направленные на создание условий на предприятии для улучшения здоровья работников, разработаны в 88% КП.
Мероприятия, финансируемые из средств. предприятия, содержат от 7 % КП. Наиболее часто на КП бюджет выделяется на промышленных предприятиях (35 % КП). Размер бюджета значительно отличается по отраслям. Самый большой размер бюджета выделяется на промышленных предприятиях – почти 812 млн. руб., что составляет 98 % от размера всех бюджетов для КП. На остальные отрасли выделяется 0,01 % – 0,74 %.
23 корпоративные программы отвечают критериям лучших практик, которые реализуются в следующих субъектах Российской Федерации: Владимирская, Калужская области, Камчатский край, Курганская, Московская области, Республика Татарстан, Самарская, Свердловская, Ульяновская области, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская область).
Для методического сопровождения процесса разработки корпоративных программ укрепления здоровья работников и широкого их внедрения на территории Российской Федерации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России разработал специальный инструмент — цифровую платформу «Атрия», которая доступна по ссылке в сети Интернет https://atriya.gnicpm.ru.
Платформа «Атрия» является первичным компонентом для внедрения целевых корпоративных программ в трудовом коллективе. Платформа «Атрия» состоит из открытой и закрытой части. Открытая часть доступна любому пользователю сети Интернет, в ней представлена география исследования и рекомендации по внедрению корпоративных программ укрепления здоровья работников. Доступ в закрытую часть платформы «Атрия» осуществляется по паролю, к закрытой части относятся: опросник для работника (который используется для всесторонней оценки состояния здоровья работников, углубленной оценки потребностей в реализации корпоративной программы, а также для оценки ряда целевых индикаторов эффективности программы), опросник для работодателя (который направлен на общую оценку ситуации, понимание приоритетов и возможностей в реализации программ, направленных на укрепление здоровья работников), результаты опроса работников организации, результаты опроса работников на региональном уровне и калькулятор сбережений на рабочем месте. Работа с ресурсом осуществляется с помощью браузеров Google Chrome, Mozilla FireFox, Opera, Internet Explorer актуальных версий. Добавлен блок «Образование», в котором размещена информация о предстоящих циклах обучения, связанных с корпоративными программами.
Одно из преимуществ платформы «Атрия» — это возможность моментально и автоматически генерировать результаты опроса работников организации по завершению опроса с персональными рекомендациями по имеющимся у него факторам риска и уровню грамотности в вопросах здоровья. Работодателю доступны результаты опроса работников его организации в агрегированном виде, которые представлены с графическим модулем, также их можно выгрузить в формате Excel на персональный компьютер.
К концу 2023 года в опросе приняло участие более 1300 работодателей и более 81600 работников из 42 регионов Российской Федерации.
Библиотека лучших корпоративных практик размещена на сайте ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России: модельные корпоративные программы на различных предприятиях, ссылка https://gnicpm.ru/public_health/korporativnye-programmy-ukrepleniya-zdorovya-rabotayushhih.html и служит для дальнейшего тиражирования накопленного опыта в субъекты Российской Федерации.